КЛИМЕНЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (Климецкий монастырь) Медвежьегорский район Республики Карелии

Располагался на южном берегу Большого Климецкого острова (на «Ужном Наволоке»). В настоящее время руинизирован. Возникновение монастыря традиционно относят к началу XVIв. Монастырь располагался на торговом пути из Повенца и Повенецкого залива к Заонежским проливам и к Малому Онего. Здесь застигнутые бурей суда могли укрыться на островах в Кижских шхерах.

Первое упоминание в исторических документах относится к 1547г в связи с пожалованием монастырю царем Иваном Васильевичем окрестных земель. Территория монастыря занимала около 53 тыс. квадратных метров и делилась условно на две части: восточную с церквами, кельями, кладбищем, и западную. За оградой обители располагалась хозяйственные постройки, гостиница, а в более позднее время (ХХв.) – поселение Клименицы.

По преданию православный монастырь основал в конце XVIв. новгородский купец Иоанн Климентов. Во время путешествия из Новгорода на Онего на груженых солью судах его застала страшная буря. Благодаря усердным молитвам, обращенным к Николаю Чудотворцу, и обещаниям посвятить себя служению Богу, купец спасся. Его выбросило на каменную отмель вблизи острова, где впоследствии он воздвигнул крест. Здесь Иоанн услышал голос, призывающий соорудить обитель и храм Св.Троицы, и на том месте, где на можжевеловом кусту он увидел икону пресвятой Троицы, Иоанн соорудил часовню. Возвратившись в Новгород и завершив необходимые мирские дела, он вернулся на остров, где уже под именем Ионы занялся устройством обители.

Как и большинство монастырей Карелии, Климецкий долгое время имел деревянную застройку. По писцовой книге 1563–1566гг. Климецкому монастырю принадлежали земли на пять верст вокруг с угодьями в Нятиной губе и мельницей в Усть–Яндоме. Кроме того, по закладным и купчим грамотам он владел пашенными участками в двух деревнях Кижского погоста и соляным амбаром в Повенце. По словам Е.В.Барсова, «пользуясь разными случаями, климецкие монахи приобретали у правительства формальные права на разные земли и угодья; но соседи их, сенногубские земские люди, не признавали за ними этих прав: они считали себя собственниками этих угодий и упорно отстаивали перед правительством свои исстаринные владения». В первые же десятилетия своего существования монастырские власти обращались с просьбами о пожаловании им земель, акцентируя внимание на своей бедности и лукавя: живут, дескать, «они на пустом острову, к острову их прилегли мхи и болота, дикий черный лес и необрочные воды». Иван Грозный предоставил монастырю самоуправление, отдал им “на вечныя времена чернаго лесу от монастыря на пять верст, да вод для рыбной ловли от монастыря на пять верст во все стороны”, частные вкладчики, богослужебные книги и прочее церковное имущество. Монастырь ежегодно платил Новгородской Софии церковную (постоянно увеличившуюся) дань. В 1547г. в челобитной царю крестьяне объясняли Грозному, что монахи хитрили, говоря о пустынности и незаселенности острова, в то время как вблизи обители располагалась деревня Конда и рыболовецкие станы. . Первое каменное сооружение – церковь Захария и Елизаветы – построено в 1757г.

Условно в строительной истории монастыря можно выделить четыре периода, границы которых определяются большими пожарами 1614, 1709 и 1906 гг.

Первый период охватывает время от основания монастыря, возведения первых церквей и хозяйственных построек до разорения во время ливонского набега в 1614г.

Второй период связан с восстановлением монастыря. Масштабы разрушения отчетливо видны по Писцовой книге XVIIв. – писцы отмечают постепенное возрождение монастыря: отстроены шатровая Троицкая церковь с трапезной и келарской, новые братские кельи и хозяйственные постройки, сожженная Никольская церковь (возведена к 1628–1629 гг.) и ограда оставались в руинах. Второй период закончился в 1709г., когда от удара молнии сгорели практически все строения и в первую очередь шатровая Троицкая и Никольская церкви.

Застройка монастыря началась снова в период 1709–1906гг. Разрешение на постройку и освещение Троицкой церкви, возведенной к 1712г., было дано митрополитом Иовом при условии, «чтобы верх был не шатровый», а «алтарь круглый тройной». Ее построили девятиглавой как аналог Вытегорской церкви и прототип, как полагают некоторые исследователи, Преображенской Кижской. Изображения Троицкой церкви сохранились на многочисленных литографиях второй половины XIX в., а также на фотографическом снимке начала XXв. На них же присутствует и Никольская с одной главкой церковь, построенная в 1719г. Как отмечает финляндский архитектор Л.Петтерссон, изучавший заонежскую архитектуру во время оккупации Второй мировой войны, по своему облику она напоминает Варваринскую Яндомозерскую церковь. В 1877г. вначале под Никольскую, а затем и Троицкую церкви заложили каменный фундамент «с известкою». Но после пожара 1906г. обе церкви уже не упоминаются. До конца XVIIIв. на территории монастыря была построена (в 1757г.) лишь одна каменная церковь Захария и Елизаветы. Судя по стилю, она возводилась какой-то артелью деревенских мастеров, о чем говорят некоторые элементы архитектуры. Все это связано с весьма скудным финансовым положением монастыря.

В 20-е гг. XVIII в. монастырь приписывается к Палеостровскому монастырю, к середине 40-х гг. в нем прекращаются службы и, наконец, после упразднения обитель передается сенногубскому приходу. Возрождение монастыря началось в 30–40 гг. XIXв., интенсивное строительство связано с его припиской к Архиерейскому Дому. С 1834 по 1844гг. вокруг церквей (Троицкой, Никольской и церкви Захария и Елизаветы) сооружается около шести жилых и хозяйственных построек; за пределами монастыря появляются конюшня, баня, рига; по северной границе монастырской усадьбы строятся флигель и амбар. Формируется вид с юга, со стороны Онежского озера, где возводятся Архиерейский корпус и каменная ограда. Общий вид монастыря довершает надвратная каменная колокольня (1853г.). Восстанавливается и вновь освящается (1840г.) каменная церковь Захария и Елизаветы. В 1857г. расписываются ее стены и своды. Но уже к концу столетия, как свидетельствует опись монастыря, она в некоторых местах отсырела.

В 1906г. Климецкий монастырь, за несколько месяцев до его преобразования в женский, посетил М.Пришвин, который оставил описание монастыря. В частности о том, что «стенная живопись изображает между прочим чертей в аду; сам Иона, сложив руки, молится под водой». Но эти сюжеты до наших дней не сохранились. Остатки стенной росписи наблюдаются лишь в алтарной части. Статус самостоятельного монастырь обрел в 1860г. По описи 1898г. комплекс монастыря включал более 10 строений: три церкви, Архиерейский корпус, колокольню и достроенную в 1780г. в юго–восточном углу ограды башню–келью (по южной границе); двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте (1879–1880 гг.) (по восточной); кроме вышеупомянутых флигеля и амбара, еще один флигель и погреб (по северной границе). За пределами монастыря возводятся скотный двор, амбар и другие хозяйственные постройки. В 1899г. у самой окраины леса, за пределами северной границы монастыря, строится четвертая деревянная церковь пр.Ионы на каменном фундаменте. Благодаря своему отдалению она не пострадала от пожара 1906г., уничтожившего деревянные Троицкую и Никольскую церкви. В четвертый строительный период (первые два десятилетия XXв.) часть монастырских строений была восстановлена, некоторые перестроены, появились новые. Согласно страховой описи 1913г., на монастырской территории располагалось около 27 строений, из них менее половины на территории усадьбы. От старой застройки сохранились церковь Захария и Елизаветы, колокольня, церковь Ионы, башня-келья в юго-восточном углу ограды, четырехугольная часовня на берегу; вновь отстроены или перестроены двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте, двухэтажный малый деревянный братский корпус, деревянная одноэтажная трапезная, одноэтажный домик-келья, погреб-яма на кирпичном фундаменте, ледник. Также упоминаются располагавшиеся, вероятно, за оградой монастыря, двухэтажная гостиница, пекарня, конюшня, хлева, скотный двор, кузница, мельница, риги, бани, дома причта и служителей.

На аэрофотосъемке монастыря 1961 г. (тогда в нем располагался пионерский лагерь) зафиксировано около 11 зданий. На самом берегу в здании колокольни размещалась игротека, в Елизаветинской церкви – комнаты преподавательского состава, в нижних этажах – камеры хранения, велосипедная и т.д. За церковью располагалось футбольное поле. Справа от него на старом фундаменте Троицкой церкви находилось здание больницы, напротив, также на старом фундаменте братского корпуса – спальный корпус, за ним – здание клуба. К северу от них располагались еще два длинных спальных корпуса и дом. Самым северным строением была деревянная столовая с арочными окнами (бывшая церковь Ионы), расширенная за счет пристроек с северной и восточной сторон. За оградой лагеря находились метеостанция, зоостанция, хлева и жилые дома. Восточнее Климецкого монастыря сохранились развалины каменной церкви в деревне Конда.

 

Источники информации:

Дмитриева Т.П., Кочкуркина C.И. Остров Большой Климецкий: историко-культурный очерк. // Кижский вестник №5.